Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| стр 1 стр 2 стр 3 стр 4
Дюна / Dune (1984)
Что-то пошло не по плану, или Культовое кино вопреки всему
Когда на страницах одного из американских регулярных изданий появились первые главы монументальной фантастической Саги 'Дюна', на тот момент далеко не самый популярный писатель Фрэнк Герберт наконец-то сумел почувствовать себя знаменитостью. И чем больше частей 'Дюны' появлялось в журнале, тем сильнее крепла слава Герберта, благодаря чему он стал испытывать нешуточный творческий энтузиазм и наконец-то получил подтверждение тому, что он вовсе не зря выбрал писательскую стезю. В качестве полноценного романа, чьи части собраны вместе под одной обложной, 'Дюна' увидела свет в 1965 году и стала серьезным культурным событием, раздвинувшим рамки традиционной фантастики. Произведение Герберта вовсе не походило на дешевое бульварное чтиво, а представляло собой глубокое, осмысленное и многогранное произведение, которое несмотря на всю сложность заложенной в него проблематики, обрело массовость. 'Дюной' зачитывались читатели самых разных возрастов и даже вечно неусидчивые подростки с интересом наблюдали за политическими и религиозными перипетиями, которые происходили в далеком будущем на одной опасной и пустынной планете. Как известно впоследствии Герберт написал еще несколько продолжений своего оригинального творения, после чего эстафету подхватил уже сын писателя, а также талантливый фантаст Кевин Андерсон, однако именно первая 'Дюна' обрела всемирную славу, превратилась в культ обожания и, конечно же, проложила себе дорогу на экраны. Многие голливудские функционеры пробовались взяться за экранизацию 'Дюны' фактически сразу же, после ее публикации в качестве цельного романа, однако долгое время съемочный процесс так и не мог запуститься. В 70-х годах прошлого века режиссер, драматург, художник и сценарист Алехандро Ходоровски был как никто иной близок к тому, чтобы поставить фильм по мотивам романа Герберта, и даже сообщил студии о том, что его версия 'Дюны' будет длиться 14 часов, а главные роли в ней исполнят Мик Джаггер и Сальвадор Дали, однако столь эксцентричные идеи в конце концов оказались буквально ничем, после чего в игру вступил уже знаменитый итало-американский продюсер Дино Де Лаурентис. К моменту получения прав на экранизацию Дюны, Де Лаурентис уже приложил руку к созданию десятков известных картин и сумел стать довольно значимой фигурой в Голливуде. Раздобыв весьма немалый бюджет для будущей 'Дюны', продюсер всерьез намерился бросить вызов Джорджу Лукасу и его 'Звездным войнам', продемонстрировавшим невероятный кассовый потенциал в жанре космической фантастики, а режиссером столь амбициозного проекта назначили Девида Линча, гения авторского кино, чьи фильмы 'Голова-ластик' и 'Человек-слон' считались подлинными шедеврами среди интеллектуальной аудитории. Но несмотря на столь амбициозных участников творческого процесса, их 'Дюна' в момент своего выхода на экраны оказалась серьезным художественным и кассовым провалом, о котором впоследствии ни Де Лаурентис, ни Линч решили лишний раз не вспоминать. И тем не менее спустя годы после премьеры фильма, 'Дюна' 1984 года смогла протоптать тропу к сердцу зрителей, которых поразило ее эксцентричное обаяние. Непосредственно сюжет фильма разворачивается в далеком будущем, когда люди смогли расселиться по самым отдаленным космическим уголкам и практически позабыли о своем далеком прошлом. В мире, где особое влияние имеют космические перелеты, особым статусом обладают представители Гильдии навигаторов, способные прокладывать безопасные маршруты через огромные расстояния между солнечными системами. А так как в далеком будущем по определенным историческим причинам цивилизация отказалась от использования компьютеров, то Гильдия навигаторов в своей нелегкой профессии использует так называемую пряность, то бишь особое вещество, способное увеличить мозговую деятельность, а также отстрочить саму смерть. И единственной планетой, на которой можно отыскать пряность, является пустынный Арракис, которым долгие годы владели представители знатного рода Харконненов. Получая практически безграничный доход, Харконнены нешуточно встревожили самого Императора (Хосе Феррер), который решил ослабить влияние вельмож и вместе с тем стравить их с представителями дома Атрейдисов, которым по воле Влестелина обозримого космоса перешел Арракис. Прекрасно понимая, что так просто такие подарки, как Дюна, в руки никто не дает, герцог Лето Атрейдис (Юрген Прохнов) все же принял бразды правления планетой, а вместе с ним туда отправился его сын Пол (Кайл МакЛахлен) и прочие ключевые роли знатного рода. Но Атрейдисы даже не подозревали, сколь опасными являются их противники из рода Харконненов, которые никогда и ни за что не откажутся от возможности вернуть свои бывшие владения. И в грядущем противостоянии особую роль суждено сыграть именно Полу Атрейдису, которому предзнаменовано стать великим героем, способным вершить исторические деяния. Вкладывая десятки миллионов долларов в 'Дюну', Дино Де Лаурентис старался контролировать весь творческий процесс, из-за чего у него возникали нешуточные стычки с режиссером Дэвидом Линчем, который пришел на съемки для того, чтобы показать аудитории свое собственное видение проекта. Безусловно, Линчу удалось во многом отстоять свои позиции, включая внешний вид персонажей, дизайн локаций и техники, однако как впоследствии признался сам постановщик, в какой-то момент у него отобрали весь отснятый материал, после чего продюсеры самостоятельно смонтировали ленту и отправили ее в прокат. Таково было одно из объяснений того, почему 'Дюну' 1984 года было сложно воспринимать должным образом и от чего данный фильм могли понять лишь те зрители, которые знакомы с оригиналом. Но так или иначе, факт остается фактом, и лента Дэвида Линча взаправду смотрится сложно, в ней присутствует масса медитативных и даже экзистенциальных сцен, которые запросто могут отпугнуть от просмотра зрителей, желающих увидеть на экране подобие 'Звездных войн'. Местами основная нить повествования становится настолько размытой, что слежение за ней становится настоящей мукой, а немалый хронометраж лишь усугубляет ситуацию. И это еще не говоря о том, что даже преданные поклонники оригинала неоднократно обвиняли создателей экранизации в том, что они чрезмерно вольно обошлись с первоисточником, местами слишком его упростив, а порой и превратив в нечто неудобоваримое. Тем не менее, чего у фильма Де Лаурентиса и Линча не отнять, так это своей в действительности запоминающейся стилистики, колоритных персонажей и визуальных эффектов, некоторые из которых даже сейчас вызывают интерес. Стараниями режиссера мы увидели неординарный космический гротеск, которые врывается на экраны вместе с немного комичным, и тем не менее колоритным бароном Харконненом, гигантскими песчаными червями, а также видениями, которые может местами и кажутся чем-то странным и необязательным, но нельзя не признать, что режиссер разошелся в них, как настоящий художник. И даже влияние Дино Де Лаурентиса на монтажную комнату не стало тем критическим обстоятельством, которое напрочь уничтожила всю художественную работу Линча. А благодаря Кайлу МакЛахлену мы получили весьма интересного и отчасти загадочного Пола Атредиса, за которым просто интересно следить, и это является одним из важнейший достояний данной версии 'Дюны'. 7 из 10
Так плохо, что даже забавно
Этот фильм Линча удивительный - он настолько плох, что даже не верится, что настолько кустарно выглядящую постановку, настолько скучно и уныло, а главное - попросту дешево (во всех смыслах) выглядящую ленту снимал такой именитый режиссер, а играли - такие известные актеры и она стоила столько денег. Один из 'тяжеловесов', который должен был тягаться со Звездными воинами выглядит хуже, чем артхаусная любительская постановка. Это сочетание поистине удивительное. Ну в самом деле, где вы увидите кино, которое в свое время имело бюджет в четыре раза превышающий бюджет тех самых Звездных войн, а выглядящий от силы на 1/5 от них же. ? Ну ладно, ладно, в 1984ом Дюна кое чем могла впечатлить - все же черви тогда смотрелись круто, как и некоторые сайфай корабли и антуражи, и особенно - гильдейский навигатор (которого, хихи, в первой книги вообще нет и в кино тоже быть не должно). Довольно впечатляюще для эпохи сделали жутковатый грим многим персонажам (а многим другим сделали совершенно убогий бутафорский гротеск). Пустынные пейзажи тоже хороши. К сожалению, это единичные достоинства, т. к. в остальном провал буквально везде. Причем провал тот самый - удивительный. Ну не может опытный режиссер и опытные актеры сделать ТАК плохо. Большая часть сцен выглядит в основном как в убогом проходном телесериале где никто даже не старался. А множество других сцен, например все батальные - просто совсем уж стыдная любительская постановка. Темп повествования, динамика - плохо. Фильм банально скучный, темп рваный, затянут в начале и скомканный в конце. Следование книги - очень посредственное. В начале фильма все довольно близко к тексту и даже чересчур - одна из важных интриг сюжета книги раскрывается просто во вступлении. Но дальше зачем-то приплетена совершенно паршивая отсебятина, которая несколько опошливает и оглупляет книгу. Нет, я совсем не фанат книжной Дюны, но книга все таки намного лучше фильма, в ней куда больше логики. И ладно, еще можно было бы простить некое 'акустическое оружие' просто как более понятную зрителю замену некому 'колдовскому бою'... если бы это самое 'акустическое оружие' не было бы настолько нелепым, просто смешным, совершенно идиотски отыгранным в фильме. Можно продолжать ругать и дальше, например откровенную халтуру многих спецэффектов, довольно идиотско выглядящие артхаусные вставки, или тотальное несоответствие образов в кино образам в книге. Но и так уже хватит. В общем, получившиеся кино поистине удивительно сочетанием своих недостатков при 'калибре' данной ленты и ее амбициях.
Привет с большого бодуна.
'Дюну' Линча я пыталась посмотреть еще подростком - но даже тогда, насколько помню, не осилила. В сравнении с ранее вышедшими 'Звездными войнами' и 'Бегущим по лузвию' (гораздо более качественными в плане спецэффектов, не говоря уже о логике) 'Дюна' показалась какой-то странной декадентской поделкой - с картонными мечами, нарисованными от руки молниями, червями из папье-маше и железными гвоздями, имитирующими космические корабли.
Бессмысленные же и довольно мерзкие садистские сцены, не добавляющие, впрочем, никакого ужасающего величия образу Харконненов, а показывающие их бестолковыми (хоть и жестокими) придурками, и вовсе отбили желание досмотреть фильм до конца. Сегодня картина мастера независимого кинематографа кажется и вовсе эдаким студенческим капустником на фоне серьезных фантастических картин. В первых же кадрах принцесса Ирулан кратко излагает нам весь сюжет будущего фильма. Ну ОК, в романе цитаты из ее 'писательских творений' тоже отчасти предваряли ход повествования - ну не настолько же в лоб! Сразу вслед за этим на экране появляется отец Ирулан, император собственной персоной. Хилое невзрачное существо, эдакий пьющий интеллигент, бомж, втиснутый в парадный мундир. И нет, это не актер массовки - это великий Шаддам IV, при звуке имени которого трепетала целая Вселенная! Впрочем, именно тут начинаются расхождения с книгой - в зал въезжает какой-то головастик в контейнере, который начинает угрожать Императору, приказывая ему уничтожить сына герцога Атрейдеса. Видимо, таким образом нас пытаются ввести в ход дела - но ясности сюжету это не добавляет. Далее наконец-то появляются Атрейдесы. Герцог Лето выглядит таким же хилым сморчком, как и император. При одном лишь взгляде на него слова 'величие дома Атрейдесов' комком застревают в горле. Узкоплечий тощий человек с шрамом на лице, постоянно сутулящийся, на полголовы ниже собственного сына - те, кто читал книгу, поймут. Сыну при этом не 15 лет и даже не 25, а как минимум 30 - он выглядит минимум на 5 лет старше собственной матери. Дальше начинается совсем свистопляска. Ярко-рыжие Харконнены (по книге - кузены Атрейдесов, и потому тоже темноволосые) пьют кровь слуг, истерически ржут, летают по кругу подобно Карлсону (Владимир и по комплекции, и по прическе - вылитый Карлсон! жирненькие ножки смешно болтаются, когда он пользуется своим пропеллером, на гравипоплавки это непохоже) и лечатся от прыщей. Всю степень их укуренности, видимо, вынужден передать постоянный дым, струящийся из устройства, напоминающего самогонный аппарат. Опять же - никакого величия. Барон Харконнен не ужасен, не пугает - он просто мерзкий до тошноты и смешной. Даже не знаю, кто в этом фильме хоть как-то отвечает за понятие 'власть' - никто из правителей даже на роль директора ИП не годится. Ментатов зритель должен отличить по невероятной кустистости бровям (Брежнев отдыхает), способностей у них нет от слова 'совсем'. Представительницам Бене Гессерит бреют черепа подобно средневековым испанкам, видимо, тоже для того, чтобы мы отличали их от прочих женских персонаже. Гарни Холлик (Патрик Стюарт) вообще не воин, тоже узкоплеч и чрезмерно улыбчив, бализет отсутствует. Дункану Айдахо не повезло больше всех. Этот супервоин без страха и упрека мало того что хил, он еще и ростом не вышел (ниже всех в фильме, ниже Пола уже на целую голову). Круглое доброе лицо, идиотски улыбается, на трезвый взгляд - не способен убить даже муху. Помнится, мне не понравилась Чани в экранизации Вильнёва, в исполнении Зендаи? Забудьте. Чани в исполнении Шон Янг - вот настоящий ужас. В принципе не понимаю, почему эту переоцененную во всех отношениях актрису пихали во все фильмы восьмидесятых. Возможно, она неплоха как модель (хотя опять же благодаря модельному прошлому слишком крупная), но как актриса - бездарна, деревянна, ноль эмоций на лице. Допустим, для роли андроида в 'Бегущем по лезвию' это отчасти и было в плюс - эдакая надменность и отстраненность вкупе с грубоватой, но в то же время романтичной внешностью - но в 'Дюне' вместо очаровательного эльфа и готовой убивать юной девушки-дикарки мы видим некоего гламурного персонажа на негнущихся ногах - она ходит по пескам, как по подиуму, но даже в любовных сценах, не говоря уже о сценах в замке, на ее лице только 'отстаньте, дайте денег, купите феррари'. Больше всего в фильме раздражает то, что герои думают вслух. Смотрели шоу 'Импровизация'? Тот раунд, когда участники замирают в неестественных позах, а голос за кадром озвучивает те мысли, которые проносятся у них в голове? В 'Дюне' Линча полфильма так. ''Мы разобьемся!' - кричит Джессика. 'Нет, мы выживем, и я стану великим' - думает Пол, в этот момент на экране - его застывшее бесстрастное лицо, вот без всяких эмоций. Кстати, о Поле. Если забыть о Шон Янг, то Кайл Маклахлен побил все рекорды ужасной актерской игры. Никогда бы не подумала такого об этом актере - мне всегда казалось, он очень неплох в большинстве своих ролей, да хоть бы у того же Линча в 'Твин Пиксе'. Ну, в конце концов, он таки дипломированный актер. Однако в 'Дюне' у него всего два выражения - удивленное и никакое. Никакое - в 99% сцен. Собственно, он и говорит мало - в основном 'думает', и отсутствующий вид Пола, по всей видимости, как раз и должен изображать мыслительный процесс. Пристойно в 'Дюне' играют всего два человека - это Патрик Стюарт (не его вина, что ему дали неподходящую роль, он-то честно отыгрывает все нужные эмоции, и их у него много - беда в том, что Гарни Холлик, наоборот, должен ходить с непроницаемым лицом) и (никогда бы не подумала, что скажу это) Стинг. Стинг играет Фейд Рауту, и хотя по типажу на роль не подходит тоже от слова 'совсем', наблюдать за ним - одно удовольствие. Конечно, у него получился совсем не книжный Фейд, но однозначно живой, эмоциональный, яркий и запоминающийся персонаж. Эдакая альтернативная реальность, где накуренный Раута непонятно почему ненавидит своего кузена и жизнерадостно готов на любой кипеж, кроме голодовки. Отдельно о том, что касается накуренности и прочих признаков наркотического опьянения. Абсолютно не верится, что подобное можно снять на трезвую голову. Такое ощущение, что весь фильм Линча - про разные наркотики. Все герои употребляют, у всех глюки разной степени ужасности, всех посещают откровения, кому-то черви являются, кому-то головастики, кто-то и вовсе мнит себя Мессией. У некоторых даже интонация меняется, когда они произносят слово 'спайс'. Тот, кто книгу не читал - вряд ли поймет хоть что-то и точно не захочет прочесть. Тот, кто читал - как мне кажется, должен просто ужаснуться несоответствию идей Герберта идеям Линча. 3 из 10
стр 1 стр 2 стр 3 стр 4
| |
| | |
|
|