Наши друзья человеки
«Дикая планета» – это удивительный, ни на что не похожий, совершенно уникальный анимационный фильм. Со своим невероятно изящно изображенным сюрреалистичным миром и загадочной атмосферой.
Помимо прекрасной картинки и удивительных образов, рожденных изощрённым воображением Рене Лалу, этот фильм также несёт глубокий смысл содержанием самой истории, за что правда, наверное, надо быть благодарным автору книги, на которой основан фильм. На нашей планете мы люди считаем себя высшими существами. История Дикой планеты даёт нам возможность представить другое положение вещей.
Этот фильм отображает те обстоятельства, при которых угнетенными оказываются не какие то группы людей другой группой людей, а такие обстоятельства, при которых угнетённым оказывается весь человеческий род. Таким образом, эта история может показать нам самим людям, что не стоит возвышаться над другими существами, которые выглядят слабее и кажутся менее развитыми.
Необходимо относится к ним с уважением. И конечно не надо причинять таким существам вред. Лучше вообще не вмешиваться в их жизнь, а по возможности жить с ними в гармонии согласии. Нечто подобное такой идее, можно встретить еще в провалившемся, по общему мнению, фильме «Поле Битвы – Земля» и в небольшом романе Бернарда Вербера «Наши друзья человеки». Как бы там ни было, Дикая планета остается непревзойденным в своем роде фантастическим и гуманистическим одновременно произведением.
Путешественник во времени
Творческий путь французского мультипликатора Рене Лалу был полон несбывшихся проектов (у него всего восемь режиссёрских работ и лишь три из них полнометражные), тернист и овеян вечным поиском собственных изобразительных средств, но, тем не менее, это человек, совершивший революцию в мире анимации.
Он вошёл в кино необычно — сняв в 1960 году вместе с молодым режиссёром-новатором Жаком Бриссо любительский фильм, где актёрами были пациенты клиники для душевнобольных «Ля Борде», в которой Лалу работал преподавателем искусств с 56-го. Но это был не обычный фильм, а театр теней, где кукол заменили живые люди. Фильм был показан в ТВ-шоу.
И следом появилась первая короткометражная анимация «Зубы обезьяны», основанная на рисунках и историях пациентов клиники. Непритязательная по технике рисунка, она имела фантастически выполненное цветовое решение и сюрреалистический сюжет и даже получила несколько французских кинонаград. А потом в жизни Рене Лалу появился один из самых значимых людей – Ролан Топор – талантливый художник, писатель-сюрреалист, артист, сценарист и телережиссер.
Их совместное творчество имеет хоть и небольшой багаж, но выдающийся. Первый их фильм стал своеобразным эссе об убийстве, сочетающим документальную хронику и рисунки Топора. Второй – «Улитки» – немного ироничная фантазия кошмара, где бедолаге крестьянину нечаянно удалось вырастить огромные листья салата и тем самым привлечь полчища гигантских улиток, распространившихся повсеместно, – такая интеллектуальная альтернатива японскому Годзилле, только в мультфильме.
Но вершина творческого слияния двух неординарных художников – это появление в 73-м первого французского полнометражного анимационного фильма «Дикая планета», перевернувшего мир мультипликации не только в Европе, но и за океаном. Чтобы уменьшить расходы на производство фильма, снимали «Дикую планету» в Чехословакии, на Пражской студии «Kratky film». Первые мультипликационные фильмы Лалу выполнял в технике перекладки (плоской марионетки), позволявшей создавать анимацию быстрее и дешевле (но не значит хуже традиционно рисованной).
В этом особом виде анимации персонажи рисуются на целлулоиде (или на бумаге с использованием целлулоида в виде держателя, примагничивающего бумажный рисунок), они расчленёны на отдельные части. Чем больше расчленённых частей задействовано, тем пластичнее персонажи, оживающие от перемещения этих отдельных частей мультипликатором прямо под камерой. А иллюзия пространства – передний план, средний, дальний и фон – создаётся с помощью специального станка со стеклянными ярусами.
Но не только техника перекладки определила уникальность этой работы, создав впечатление немного угловатой пластики персонажей, вдруг сошедших с картин, – выразительных, художественно привлекательных в своей естественности и одновременно сюрреалистичности. Этот мир, увиденный однажды, отпечатывается в памяти навсегда.
Изобразительный ряд создаёт причудливые аллюзии к манере Босха, отсылает к ранним работам итальянца Джорджио де Кирико, сильно повлиявшего на формирование сюрреализма и на творчество Сальвадора Дали, чьё незримое присутствие тоже ощущается в художественном языке Лалу и Топора. Но в то же время это так по-французски утончённо, неуловимо эротично и с какой-то невероятной эстетикой формы и цвета: полутона, переходы, графическая светотень на лицах людей, буффонада в костюмах и сочетание этого с интеллектуально сильным началом. Это было полной противоположностью бьющему веселью красок и эмоций в мультфильмах Уолта Диснея, единолично властвующего в мире анимации на тот момент. Пока не появились два дерзких француза. Мир планеты Игам необычен, прекрасен и полон тайн, опасностей, но при всём многообразии проявлений он предельно лаконичен и порой даже аскетичен. Сценарием послужил фантастический роман Стефана Вуля «Омы дюжинами», где людей держат в качестве ручных зверюшек высокоразвитые голубокожие драги-гиганты с красными глазами и перепончатыми ушами. Тех людей, которые становятся домашними питомцами, они наряжают в клоунские наряды и частенько устраивают между ними жестокие игры и драки. А тех, кто скрывается в парках и лесах планеты, драги считают дикими и периодически устраивают «чистки территории», отравляя людей специальными газовыми веществами. И хоть художественное решение мультфильма выступает на первый план в сравнении с достаточно простым и даже предсказуемым развитием конфликта между высокоразвитыми драгами и, быстро перенимающими у них знания, «дикими» омами, у мультфильма ярко выражен экзистенциально-гуманистический посыл, раскрывающий беспредел человеческой (в данном случае в виде драгов) природы, абсурдность идеи о Сверхчеловеке, проблему свободы и возможность компромисса между столь непохожими друг на друга существами. Интересно ещё и то, что на территории планеты Игам есть местность, отделённая огромной стеной. Был ли тут намёк на Берлинскую стену, трудно сказать, но на завершающем этапе съёмок советская цензура внезапно усмотрела в мультфильме иносказание на недавнюю «Пражскую весну», и Рене Лалу вынужден был вернуться во Францию и там завершать свой фильм. После «Дикой планеты» с перерывом в десять лет Рене Лалу снимет ещё две полнометражные работы — «Властелины времени» и «Гандахар». Уже без Ролана Топора. Они не повторят новаторства «Дикой планеты», но станут невероятно любимыми у публики. А творчество Лалу будет источником вдохновения для последующих работ не только в анимации, но и при создании научно-фантастических художественных фильмов, и европейских, и американских. Так, в фильме «Клетка» некоторые эпизоды из «Дикой планеты» не просто процитированы, но и имеют символическое значение, синекожая красавица с эльфийскими ушами и афроиндейской внешностью из «Гандахара» весьма вероятный праобраз Нейтири и народа на`ви с Пандоры Джеймса Кэмерона. А Филипп Леклерк в 2003-м воплотит нереализованный Рене Лалу проект «Дети дождя», используя некоторые идеи и приёмы рисовки из его мультфильмов для создания внешности, характерных особенностей и костюмов людей клана Дождя.
Так одарённый француз, ценитель табака и фантастики, продолжает до сих пор будоражить воображение любителей путешествий во времени и пространстве. «Время всегда опережает нас — путешественников во времени. То же самое происходит при съёмке фильма: актёры несутся в прошлое со скоростью двадцать четыре кадра в секунду». Рене Лалу
Хоть и прошло больше тридцати лет, сейчас этот мультик все равно смотрится как-то странно. Не то что пугающе, а не по себе становится. Так себе представляли зеленых (в данном случае они голубые цветом) человечков в те времена.
Как выяснилось, инопланетяне не такие уж и высокоразвитые существа, а люди - выживут, и если даже не переживут первых, то явно будут занимать ведущие позиции. Полностью нарисованный мультфильм (никакой компьютерной графики и в помине не было) завораживает своим необычном взглядом на будущее и другой мир жизнедеятельности.
Удивляют некоторые решения инопланетян к нам, людям (например, травить нас драги решают таблетками). Очень красивая и точно передающая всю атмосферу фильма музыка. Лишними могут показаться слегка затянутые моменты, но это можно простить. В целом же этот старенький мультик достоит внимания каждого, и те, кто его еще не смотрел, сегодня, в период обилия компьютерных мультфильмов, посмотреть обязаны.